Майя Котельницкая «Я продаю дизайн».

Украшения от Майи Котельницкой просто найти, легко узнать и невозможно забыть.

Если хотя бы раз вам попадались в сети фото этих потрясающих колец или сережек с крупными камнями или цветным стеклом… То второй раз, встретив их где угодно, в голове сразу всплывет «О, это же Котельницкая!».

Сам бренд начался с молодого львовского ювелира. Самой Майи Котельницкой. В далеком 2008 году. На сегодняшний день это целая мастерская и шоурум. Который находится в самом сердце Львова.

С Майей мы встретились в кафе.

— Привет. Готовясь к нашей встрече, я, конечно же, влезла в поисковик и прочла все, что нашла по запросу «Котельницкая». Была приятно удивлена тем, что интернет выдал мне ряд очень интересных и качественных статей о тебе. Поэтому возник вопрос – как ты попала на страницы интернет-изданий? Ты сама их находила или они к тебе стучались?

— Я никого не искала. Они всегда первые писали мне на мейл и предлагали публикацию.

— А самую первую публикацию о себе можешь вспомнить?

— Конечно! Правда, первый журнал, который рассказал обо мне, больше не издается. Редактор нашла меня в фейсбуке. Увидела работы, предложила взять интервью и показать мои изделия. Так и случился мой дебют.

— Мне кажется, это мечта любого художника или дизайнера. Когда он творит, а его самого находят и просят об интервью.

— Вообще да. Хотя целенаправленно я не занимаюсь пиаром.

— Ты окончила Львовскую академию искусств по специализации «обработка металлов». Это как-то связано с твоей семьей? Твои родители художники?

— Нет. Они не художники совсем. Я поступала в академию потому что закончила колледж при ней и решила продолжить свое обучение в этом направлении. А на «металлы» пошла потому что там был самый маленький конкурс. Я там автоматически проходила. Там есть базовые дисциплины типа «рисунок» и «живопись». Ради них и пошла. О профессиональном занятии ювелиркой вообще не думала и не планировала. Но лет в 19 или 20 мне подруги предложили поехать в Польшу и принять участие в каком-то маркете. У них были сумочки холщовые. Позвали ехать вместе. Лето. Гданськ. Мюнхен. Помню, что я наделала всяких там простеньких украшений из меди. В тот раз я их выпиливала. У меня был элементарный набор инструментов: лобзик, пару напильников, бокорезы. Напилила я этих штучек. Потравила их хлорным железом. Повставляла какие-то бусинки. Понацепляла одно на другое. Не заморочилась особо, в общем. Но получилось интересно. И мы поехали. Выставились. А полякам понравилось. И мне понравилось. Я неожиданно поняла, что я могу этим заниматься. Решила распродать все, что осталось, чтобы теперь сделать что-то посложнее. Времени у меня было много. А вот интернета толком не было. С продажей изделий — целое дело! Сперва начала тихонько продавать через жж. Получалось весьма неплохо. Но 10 лет назад была и другая проблема. Негде было купить инструменты! Почти всем. Но не львовским ювелирам. Эти имели возможность регулярно кататься через границу и привозить все, что было нужно. И цены были очень приятными. Я ездила на выставки типа Ювелир Экспо в Киев. Туда же приезжали компании, торгующие ювелирным инструментом. Схема была такая: на выставке я брала у них визитку. Потом звонила им. Они высылали мне каталог. И я потом по телефону диктовал им артикулы. Которые они проверяли на наличие у себя на складе. Вот так сидишь перед листиком с ариткулами и диктуешь. Сейчас с этим проще, конечно. И это счастье. В то время я и начала собирать свой базовый инструмент. Сделала себе верстак из письменного стола и все началось…

— А сейчас ты работаешь дома или у тебя есть мастерская?

— Сейчас у меня уже целая мастерская и на меня работает два ювелира. Раньше было три и третьего мы как раз ищем.

— Это они воплощают твои эскизы?

— Да. А я разрабатываю саму модель.

— Ты делаешь только эскиз или целую модель в воске?

— И так и так. Если это модель в воске, то они ее отливают, обрабатывают, вставляют камни. Но литья у нас меньший процент. В основном это ручная работа.

— На тебя работают только ювелиры или у тебя есть еще сотрудники в штате?

— В мастерской на меня работают два ювелира. Еще у нас есть девушка менеджер. Которая занимается оргвопросами по мастерской и магазину. И в магазине два продавца. Пока так.

— Самый насущный вопрос для любого обывателя. Из чего складывается цена ювелирное изделие?

— Я не продаю просто ювелирку. Я продаю дизайн. Мои украшения уникальны. И они достаточно сложные с технической точки зрения. Большинство ювелирных брендов предпочитают не заморачиваться такими сложными изделиями. Отсюда и цена. Такое достаточно трудно повторить.

— Ты делаешь украшения со вставками из камней и стекла. А где ты берешь стекло? Ты его печешь, вырезаешь или покупаешь?

— Ой нет! Стекло я покупаю. У меня есть девочка которая занимается стеклом. Я ей заказываю формы и цвета которые мне нужны. Я искала всякие аналоги в камнях. Но в некоторых камнях такие цвета будут стоить очень дорого. Я могу сделать пару дорогих сережек с ценными самоцветами и они потом будут просто лежать, но зачем? Я хочу, чтобы люди имели возможность покупать и носить дизайнерские украшения за незаоблачные деньги.

— Сколько ты уже занимаешься ювелиркой?

— Я посчитала. Что это 10-й год уже.

— У тебя есть еще цели? Еще один шоурум открыть, конкурс выиграть?

— Ну к конкурсам я негативно отношусь. На конкурсе твою работу оценивают какие-то люди. Кто эти люди? По каким критериям они тебя оценивают? Ты можешь по каким-то пунктам подходить или не подходить. Или в прошлом году было модно одно, а в этом – другое. Я не участвую, потому что у меня нет времени и мое эго удовлетворено. Я и так делаю работу и получаю признание среди моих покупателей. Зачем мне еще что-то доказывать каким-то людям, которых я даже не знаю? Ради грамоты? Кому я буду ее показывать? Тому, кто не разбирается в ювелирке? И ведь все это очень субъективно.

— На какие выставки ты ездишь?

— Раньше ездила на Ювелир Экспо. Когда он был еще попроще. Сейчас там нет современного ювелирного дизайна. И зачем ездить, если посмотреть и купить все теперь можно через интернет? Есть смысл ездить на европейские выставки. В Мюнхен. В Барселону. Но в Барселоне она не коммерческая, а больше творческая.

— Ты не планируешь участвовать в украинских выставках?

— Уже не планирую. Я считаю, что Украина и постсоветстке пространство очень отстает в плане ювелирного дизайна. В силу того, что несколько десятилетий ничего не развивалось. И в этом есть огромный плюс! Потому что сейчас можно легко проявлять смелость, экспериментировать и быть единственным в своем роде. Даже без конкуренции! И вообще в ювелирку люди не рвутся. Потому что это сложно, это тяжело, это вредно для здоровья, это тяжело морально и физически. И мало возможностей для учебы и трудоустройства. Хорошо, что сейчас отменили лицензию на ювелирную практику и это дало дорогу многим новым брендам… Но меня огорчает то, что многие ювелиры не хотят сложности. Выбирают простой путь. Просто выпиливают, даже не паяют, уходят в минимализм. А хочется чего-то сложного, необычного. Чтобы было на что посмотреть. Чем вдохновляться. На что равняться. Пока что я не вижу примеры, когда массово делают только простые украшения.

— Ты следишь за мировыми тенденциями?

— Конечно. В разных точках мира в моде всегда что-то конкретное. Я смотрю, у американцев модно, чтобы изделие было с камнями. У них 95% украшений – с камнями. У них нет узоров или чего-то. Нужны камни красивые, необычные, огранка и т.д. У европейцев совсем другое. Голландцы любят все абстрактное. Это современное искусство. Порой даже не понятно, украшение это или нет? Зачем оно? Как его носить ? Оно может быть даже некрасивым. Китайцы сейчас много работают с пластиком. Точнее это даже не пластик, а какой-то силикон прозрачный. Его выдувают, красят в разные цвета… Везде тенденции свои.

— У тебя есть какие-то любимые авторы?

— Герман Кабирский. Мне нравится его трудоспособность. И невероятные работы! Их невозможно пропустить. Еще есть голландец Филипп Сэйджет (Sajet). Мы с ним делали совместный проект «ювелирное буриме» (Проект для ювелиров, в рамках которого ювелиры из разных стран обмениваются заготовками изделий. А после получения заготовки – доводят ее до ума на свое усмотрение и в своей технике.). Он мне отправил свои штуки. Я тоже у себя понаходила. И обменялись. Вообще это прекрасный вариант совместной работы. Спасибо интернету. Он объединяет разные страны и культуры.

— Ты нормально относишься к критике?

— Вообще да. Я спокойно отнесусь, если кто-то напишет типа «что это она у себя на коленке скрутила, что это за деревяшки?» и т.д. Но, опять же, где это может попасться? В интернете? Хотя, обычно, мне такого не пишут. Один раз только было. Когда у меня заказали кольцо, а потом написали, что нашли похожее, но дешевле. И почему так дорого, ведь я не Тиффани? Я никого не заставляю покупать и хвалить. Эти работы есть в интернете, в шоуруме. Каждый может их посмотреть, похвалить или не похвалить. У нас демократия в этом плане.

— Где ты берешь информацию о европейских выставках?

— Есть сайт https://klimt02.net/  там про школы, университеты, ювелиров. Я знаю, что наши многие ювелиры ездят по выставкам в Париж, Траной и т.д. Там надо продумать стенд, презентацию. Надо продумать свою цель, свою ЦА и т.д. Хотя, возможно, дешевле будет даже открыть в Киеве свой камерный шоурум и спокойно им заниматься.

Share this post

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *